Дело начинается с заявления

Менин Шаарым / Мой Город

1 января 2019 года вступил в силу новый уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (далее УПК КР). Принятый кодекс разработан в рамках реализации Указа Президента «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года и решений Совета по судебной реформе при Президенте. В разработке нового УПК приняли участие работники судов и правоохранительных органов, адвокаты, юристы, а также эксперты международных организаций в области прав человека.
Основная идея нового УПК состоит в трансформировании отправления правосудия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с нормами Конституции КР и международными стандартами в области прав человека. В отличие от предыдущих кодексов, в новом качественно усилена защита прав и законных интересов личности, проведено более четкое размежевание процессуальных функций и существенно расширены границы состязательного процесса не только в судебном, но и в досудебном производстве.
Следует отметить, что в ходе судебной реформы в стране обновлен целый ряд кодексов и законов. Так, одновременно с новым УПК в «пакете» были приняты новые: Уголовный Кодекс, Кодекс о проступках, Уголовно-исполнительный кодекс и другие «родственные» законы, что позволяет увидеть не только масштабность преобразований, но и исключить рассогласованность между системообразующими отраслями законодательства. Начало досудебного производства по уголовным делам и делам о проступках регламентировано главой 20 Уголовно-процессуального Кодекса. По-новому УПК досудебное производство начинается с момента регистрации заявления, сообщения о преступлении и (или) проступке в Едином реестре преступлений и проступков и заканчивается направлением прокурором материалов дела в суд для рассмотрения его по существу или о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращением дела (п. 8 ст. 5, 241 УПК КР). А само досудебное производство по преступлению осуществляется в рамках уголовного дела в форме следствия, а по проступкам — в форме производства по делам о проступках.
Единый реестр преступлений и проступков — это электронная база данных, функционирующая согласно положениям УПК, в которую вносятся сведения о начале досудебного производства, процессуальных действиях и решениях, движении уголовного дела и (или) дела о проступках, заявителях и участниках уголовного судопроизводства.
В УПК (п. 9 ст. 5, ст. 149–151, ст. 233) содержатся нормы, касающиеся общих положений Единого реестра преступлений и проступков (далее — ЕРПП). Все остальные вопросы, детали, связанные с порядком приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта о преступлениях и проступках, а также формирования Единого реестра преступлений и проступков определяются подзаконным актом — Положением.
В соответствии со статьей 148 УПК КР досудебное производство начинается с момента внесения сведений в Единый реестр преступлений и проступков. Эти сведения могут содержаться в следующих поводах:
• заявления, сообщения о совершенном преступлении либо проступке;
• рапорта о непосредственном обнаружении обстоятельств, которые свидетельствуют о совершенном преступлении, проступке;
• при поступлении выделенных материалов уголовных дел и дел о проступках;
• при поступлении материалов досудебного производства из иностранного государства.
Согласно ч. 1 ст. 149 УПК КР сведение в Единый реестр преступлений и проступков должно быть внесено безотлагательно, не позднее 24 часов с момента получения заявления, сообщения о совершенном преступлении либо проступке.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 344 УК КР, о чем в поданном заявлении или протоколе принятого устного заявления делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Заявителем о преступлении может быть как пострадавший от преступления, так и иное лицо, которое обратилось с заявлением или сообщением о преступлении и (или) проступке, совершенном не в отношении него, а в отношении другого лица.
Следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания, прокурор вправе внести информацию в ЕРПП самостоятельно, по собственной инициативе, если ему стало известно о совершении преступления или проступке.
Таким образом, согласно ч. 1 ст. 149 УПК КР субъектами, наделенными полномочием вносить информацию в ЕРПП являются уполномоченное должностное лицо органа дознания, следователь и прокурор.
Согласно ч. 2 ст. 150 УПК КР, по каждому зарегистрированному заявлению, сообщению о совершенном преступлении либо проступке автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается порядковый номер уголовного дела или дела о проступке. Проведение процессуальных действий, в том числе следственных, до внесения сведений в Единый реестр или без такого внесения не допускается.
О начале досудебного производства следователь по уголовному делу, уполномоченное должностное лицо органа дознания по делам о проступках не позднее 24 часов уведомляет надзирающего прокурора. Также об этом сообщается физическому или юридическому лицу, от которого поступило заявление или сообщение о преступлении или проступке.
Обязательность уведомления прокурора вызвана его полномочиями осуществлять надзор за соблюдением требований УПК КР о принятии и регистрации в ЕРПП органами досудебного производства.
Внедрение электронной системы ЕРПП позволит обеспечить гражданам их конституционные права на доступ к информации (ст. 33 Конституции КР). Физическим и юридическим лицам, от которых поступило заявление (сообщение) о преступлении или проступке, а также потерпевшему и подозреваемому должен быть обеспечен доступ к ЕРПП. Между тем, в целях недопущения разглашения данных досудебного производства (ст. 160 УПК КР) разрешается только ограниченный доступ к сведениям ЕРПП. Заявителю предоставляется информация о начале досудебного производства с указанием регистрационного номера ЕРПП, об уголовно-правовой квалификации преступления (проступка) и фабулы расследуемого дела. УПК содержит только норму о регистрации в ЕРПП заявлений (сообщений) о совершенном преступлении (проступке). При этом отказ от регистрации не допускается и влечет в отношении соответствующих должностных лиц установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 151 УПК КР). В главе 20 УПК КР не предусмотрено право на обжалование заинтересованными лицами действий (бездействий) должностных лиц по регистрации заявлений, сообщений в ЕРПП. Запрета тоже нет. Поэтому, руководствуясь общими правилами, предусмотренными в главе 16 УПК КР «Обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство», заинтересованные лица вправе обратиться с жалобой к прокурору, руководителю следственного подразделения (ст. 131) или следственному судье (ст. 262) по вопросам регистрации заявлений, сообщений в ЕРПП.
Правоотношения следователя, органа дознания с гражданами в стадии возбуждения уголовного дела нельзя назвать полностью уголовно-процессуальными правоотношениями. Правда, УПК допускает до принятия решения о возбуждении уголовного дела проведение таких следственных действий как осмотр места происшествия и назначение экспертизы (ч.1 ст. 165 УПК КР). Однако, нормы, регламентирующие проведение данных следственных действий, рассчитаны на стадию следствия, в которой гарантируется обеспечение прав участников следственных действий. Например, право заинтересованных участников процесса при назначении экспертизы знакомится с этим постановлением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту и т. д. (ст. 202 УПК КР). Эти и другие требования закона невозможно реализовать на стадии возбуждения уголовного дела
Кроме того, содержание доследственной проверки заключается, как правило, в получении письменных объяснений по результатам опроса пострадавшего, очевидца, лица, находящегося под подозрением. В связи с тем, что порядок проведения таких опросов не регламентируется УПК, опрашиваемый не может воспользоваться процессуальными правами и гарантиями, которыми обладают свидетель, потерпевший, подозреваемый (например, свидетельский иммунитет, право на адвоката). Именно по этой причине в ходе доследственной проверки на практике распространены факты коррупционных проявлений и применение пыток.
Практика показывает, что стадия возбуждения уголовного дела перестала быть своеобразным «процессуальным фильтром», благодаря которой «отсеивалась» бы информация о преступлении и не допускались бы нарушения законности. Поэтому законодатель исключил стадию возбуждения уголовного дела в новом УПК КР.

В. Дульцев, старший помощник прокурора г.Токмока.