ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕР

Менин Шаарым / Мой Город
В Бишкеке с 12 февраля заработал ”Безопасный город” – проект, который запускают уже восемь лет. За первые сутки камеры зафиксировали 761 нарушение правил дорожного движения. Пока под контроль взяты лишь некоторые перекрёстки и районы города, но поведение водителей и пешеходов уже сильно изменилось. Вторая фаза проекта в марте охватит республиканские трассы, третья и четвёртая фазы – все крупные города Кыргызстана. Новшество породило немало слухов и вопросов. Ответы на наиболее распространённые из них дает руководство ГУОБДД республики. Сколько камер установили в городе?

В рамках первого этапа проекта «Безопасный город» аппаратно–программные комплексы фото– и видеофиксации установлены на 10 перекрестках столицы в самых оживлённых районах. Они работают 24 часа в сутки. Кроме того, ежедневно вдоль дорог выставляются 20 передвижных постов, оснащённых спецтехникой.
– Локации передвижных постов мы определяем исходя из оперативной обстановки, – объясняет заместитель главы ГУОБДД МВД подполковник Нур Сатыбалдиев. – Сегодня они обслуживают трассы Бишкека и Чуйской области с наибольшей аварийной опасностью. Пока посты выставляем только днём, но не исключено, что со. временем перейдём на круглосуточное дежурство.
Какие нарушения фиксируются камерами?
Стационарные комплексы на перекрёстках фиксируют семь видов нарушений:

  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • выезд на встречную полосу движения;
  • движение по обочине, тротуару или велосипедной дорожке, газонам и пешеходным дорожкам;
  • пересечение стоп–линии на запрещающий сигнал светофора;
  • несоблюдение водителем требований пешеходных переходов;
  • превышение установленной скорости;
  • несоблюдение водителем требований остановки и стоянки.

Передвижные комплексы пока отслеживают только соблюдение скоростного режима и выезд на встречную полосу движения.
Пешеходов тоже будут штрафовать?
Нарушения ПДД пешеходами камеры «Безопасного города» пока не фиксируют. Эта функция – в перспективе проекта.
– Среди всех передовых стран пока лишь Китаю удалось максимально приблизиться к внедрению контроля за пешеходами, с распознаванием лиц и идентификацией людей. Схожая работа ведётся и в Грузии, – рассказывает подполковник Сатыбалдиев. – Мы тоже рассматриваем такую возможность, но не в ближайшее время.
Как выписываются штрафы?
Все данные с камер «Безопасного города» поступают в режиме онлайн через госпредприятие «Инфоком» в центр мониторинга. Операторы центра уточняют информацию (номер авто, марку, модель, вид нарушения), выписывают штраф и отправляют протокол на утверждение дежурящему в центре инспектору ГУОБДД.
– Инспектор проверяет протокол и заверяет его своей электронной подписью, – объясняет подполковник Сатыбалдиев. – Дальше протокол распечатывается на бумаге, запечатывается в конверт и почтой высылается нарушителю.
Сколько времени дают на уплату штрафа?
Инспектор вправе рассматривать протокол о нарушении в течение 10 дней. У нарушителя есть 30 дней для того, чтобы уплатить штраф.
– Отчёт ведётся с момента, когда человек получает уведомление о письме, – говорит замглавы ГУОБДД МВД Нур Сатыбалдиев. – Если за отведённый срок он не уплатит штраф, то начисляется пеня. Если через 100 дней штраф всё ещё неуплачен, материалы по задолженности передаются в суд.
Кто получит «письмо счастья» – владелец авто или водитель?
Протокол о нарушении мер оформляется на владельца автомобиля, а не на человека, сидящего за рулём. Иначе говоря, если вы продали машину по генеральной доверенности, без перерегистрации на нового хозяина, то бремя штрафов ляжет на ваши плечи.
Можно ли обмануть систему?
Не успел проект заработать, как тут же нашлись народные умельцы, придумавшие, как его обхитрить. Водители начали замазывать автомобильные номерные знаки грязью. В милиции предупреждают: эта затея насколько глупая, настолько же и бессмысленная.
Камера зафиксирует изменённый номер. Вы всё равно попадёте в поле зрения инспекторов, которые оштрафуют вас за эксплуатацию транспорта с нечитаемыми номерами, – говорит Сатыбалдиев. – К слову, всякие новомодные наклейки, которые якобы скрывают номер от видео– и фотофиксации, тоже не работают.
Перед камерой все равны?
Нет ли какой–то сосбой базы номеров, которые видеокамерами «Безопасного города» пропускаются, «игнорируются»? К примеру, автомобильные номера депутатов парламента или высокопоставленных чиновников?
Такие сомнения появились у кыргызстанцев, которые активно муссируют различные предположения в соцсетях.
– Никакой особой базы нет, – уверяет замглавы ГУОБДД, – даже машины экстренных служб, например, скорой помощи, автоматически фиксируются при проезде на красный сигнал светофора. Даже на такой транспорт будут составляться протоколы. В свою очередь, руководство служб должно в ответ предоставить информацию о том, использовался транспорт в рабочих целях или нет.
Заторы на дорогах так и останутся?
С началом работы «Безопасного города» порядка на дорогах Бишкека стало заметно больше. Водители внезапно «вспомнили» о существовании стоп–линий и «зебры». Даже известные своей безбашенностью водители маршруток начали придерживаться правил дорожного движения, выстраиваясь в очередь на перекрёстках, чтобы завершить манёвр. Но появился и побочный эффект – заторы.
– Долгие годы мы не могли просчитать реальную пропускную способность трасс, – говорит подполковник. – Правила дорожного движения соблюдались не всеми, что сильно мешало анализу. Сегодня мы видим реальную картину. Образовавшиеся заторы – это временное неудобство. Мы внесём изменения, где это необходимо – установим новые знаки, дополнительные секции, настроим сигналы светофоров. Просим горожан отнестись к заторам с пониманием.
Инспекторы ГУОБДД больше не будут стоять на дорогах?
Главный замысел «Безопасного города» – это исключение человеческого фактора, замена инспекторов камерами. По словам руководства дорожной милиции, число сотрудников, дежурящих вдоль дорог, станет сокращаться с развитием проекта. Вместе с тем, в августе заработает второй проект – служба патрульной милиции.
– Это своего роде симбиоз ГУОБДД и патрульной милиции. Этот проект уже тестировался в Бишкеке, и его прежний опыт учтён. Патрульный экипаж будет состоять из двух сотрудников, которые будут фиксировать нарушения ПДД и следить за общественной безопасностью, – делится планами замглавы ГУОБДД подполковник Нур Сатыбалдиев.
От редакции:
Итак, долгожданному проекту дан старт. До того как наш город будет безопасным, наверное, пройдет немало времени. Но уже есть чему порадоваться. Передвижные фиксаторы, установленные на трассе Токмок–Бишкек, живо приструнили любителей быстрой езды. Лихачи с маршрутов №№ 353, 300, 350 ведут себя значительно осторожнее, однако все время «сидят на связи», оповещая по сотовому телефону своих коллег по маршруту о месте установки камеры